Сточные воды медицинских учреждений могут способствовать распространению устойчивости к антибиотикам

Антибиотики, вошедшие в практику врачей в середине XX века, позволили значительно снизить смертность от инфекционных заболеваний. Однако вскоре после начала их использования стали появляться сообщения о случаях, когда лечение антибиотиками оказывалось неэффективным. Сегодня бактерии, устойчивые к тем или иным противомикробным препаратам, распространены достаточно широко. Устойчивый к метициллину золотистый стафилококк и устойчивые к карбапенемам представители кишечной группы представляют сегодня особые риски для здоровья населения.

Опасным источником устойчивых к лечению инфекций являются сточные воды медицинских учреждений, насыщенные противомикробными соединениями и бактериями, содержащими гены, ассоциированные с устойчивостью в составе мобильных генетических элементов. Мобильные генетические элементы могут передаваться от устойчивых бактерий к восприимчивым, делая их также устойчивыми к различным противомикробным соединениям. Чтобы оценить риски распространения антибиотикорезистентности, связанные с неконтролируемым сбросом сточных вод медучреждений, в Китае исследовали отработанную воду трёх больниц, не прошедшую очистку.

В сточных водах медучреждений были обнаружены следы 14 антибиотиков, в том числе сульфаниламидов, тетрациклинов, фторхинолонов, макролидов, цефалексина, линкомицина и триметоприма. Особенно высока была концентрация фторхинолонов, тетрациклина и цефалексина. Также отмечалось повышенное содержание бактерий, относящихся к родам Escherichia и Acinetobacter, причём в летнее время их содержание возрастало. В июне также выделялись Aeromonas, Comamonas, Citrobacter, Pseudochrobactrum и Morganella, которых не было выявлено в образцах, отобранных в январе. Эти бактерии могут стать возбудителями серьёзных заболеваний при попадании в организм людей с ослабленным иммунитетом.

Гены, ассоциированные с устойчивостью к антибиотикам различных групп, были выявлены во всех образцах сточной воды. Наиболее часто обнаруживались гены, ассоциированные с устойчивостью к тетрациклинам, однако в стоках одного из учреждений преобладал ген sul1, ассоциированный с устойчивостью к сульфаниламидам. Часто выявлялись генетические структуры, ассоциированные со множественной устойчивостью, а гены, продукты которых специфически защищают микробные клетки от фторхинолонов, выявлялись относительно редко. Различие между составом антибиотиков в стоке и антибиотиков, устойчивость к которым преобладает среди обнаруженных там бактерий, указывает на то, что гены, ассоциированные с устойчивостью, постоянно поступают в стоки извне, от пациентов больниц.

устойчивые к антибиотикам бактерии

Больничные воды, не проходящие достаточной очистки, могут способствовать развитию антибиотикорезистентных форм в окружающей среде. Они содержат условно-патогенные бактерии, которые попадают в них из больничной среды, а повышенное содержание антибиотиков способствует селекции устойчивых форм. Присутствие в геномах бактерий мобильных генетических элементов, содержащих гены, связанные с устойчивостью, повышает риск распространения таких последовательностей среди бактерий в окружающей среде.

Wang Q, Wang P, Yang Q. Occurrence and diversity of antibiotic resistance in untreated hospital wastewater. Sci Total Environ. 2018, p. 990-999.